14.05.2014

Мой опыт работы "Взаимодействие с тревожными детьми"





2.Технология опыта.

В  последнее  время  в  «Детский сад общеразвивающего вида № 166» Карасунского округа  города  Краснодара  увеличился  процент воспитанников  дошкольного  возраста  с  высоким  уровнем  тревожности.  Поэтому  проблема  взаимодействия,  создание  положительного  внутреннего  микроклимата  в  группе  сверстников,  изменение  личностных  установок,  формирование  саморегулятивных  и  коммуникативных  навыков  на  сегодняшний  день  остаются  актуальными  задачами  моей работы.         Высокий  уровень  тревожности  у  детей   дошкольного  возраста  в  большинстве  случаев  проявляется  в  ситуациях  «ребёнок-ребёнок»,  «ребёнок-взрослый»  (тест   тревожности   Р.Тэммла, М.Дорки,  В.Амена).  В  повседневной  жизни  это  выражается  в  трудности  вхождения  ребёнка  в  контакт,   как  с  ровесниками,  так  и  с  чужими  взрослыми  (педагоги,  воспитатели  группы  и  т.д.);  в  боязни  новых  помещений  и  новых  социальных  ситуаций.



 Для выявления тревожности  у детей  мною проводилась диагностика по тесту Р.Тэммла, М.Дорки,  В.Амена. А также было проведено анкетирование воспитателей и родителей.

В  целях  снятия  тревожности  как  качества  личности,  снижения  эмоционального и телесного напряжения, мной  была  разработана  программа  « Я и мой мир».

Основная  цель  программы:  снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

- Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.

- Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

- Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.

В  основе  комплекса  занятий  лежит  ряд  принципов:

         Принцип  обеспечения  всестороннего  гармоничного  развития  личности  ребёнка.  Особенность  дошкольного  возраста  заключается  не  только  в  овладении  ребёнком  знаниями,  умениями  и  навыками,  но  и  в  становлении  базовых  свойств  его  личности:  самооценки  и  образа  «Я»,  эмоционально-потребностной  сферы,  нравственных  ценностей  и  установок  (Т.И.  Бабаева,  О.Л.  Князева,  Р.В.  Овчарова  и  др.). С  этих  позиций  на  занятиях  решаются  задачи  раскрытия  ребёнку  мира  его  собственных  переживаний  и  переживаний  окружающих,  воспитания  чувств,  развития  воображения,  самостоятельности  детей,  расширения  их  социальной  компетентности,  формирование  эмоциональной  отзывчивости,  способности  к  сопереживанию.

         В  целом  указанный  принцип  ориентирует  психолога  на  развитие  у  ребёнка  способности  понимать  себя  и  регулировать  собственное  состояние.

         Принцип  доступности  и  учёта  возрастных  особенностей  детей.  Указанный  принцип  предполагает  соблюдение  определённой  меры  трудности  в  содержании  нового  материала  и  обеспечивается  благодаря  опоре  на  имеющиеся  у  детей  знания.  Многие темы  предусматривают  привлечение  материала  знакомых  сказок,  стихотворений.  Вспоминая  основные  события  сказок  и  переживания  персонажей,  дети  с  помощью  педагога  могут  сопоставить  их  с  собственным  опытом.  Кроме  того,  дети  учатся  соотносить  собственные  состояния  с  состоянием  природы,  а  также  с  соответствующими  жизненными  событиями.  Предлагаемые  занятия  строятся в  доступной  и  интересной  для  детей  форме,  с  учётом  особенностей  их  интеллектуального  и  речевого  развития.   

         Принцип  системности  и  последовательности.  Программный  материал  распределяется  на  занятиях  таким  образом,  что  обеспечивается  последовательное  усложнение  его  от  занятия  к  занятию,  осуществляется  связь  последующего  материала,  с  предыдущем.  Занятия  рекомендуется  проводить  не  реже  2 раза в неделю.  В  течение  15  занятий  дети  учатся гармоничному пребыванию в социуме.

         Принцип  наглядности.  Данный  принцип  имеет  большое  значение  в  обучении  детей  дошкольного  возраста,  так  как  мышление  детей  носит  наглядно  образный  характер.  Все  используемые  в  программе  пособия  (пиктограммы,  карточки,  наборы  иллюстраций)  обеспечивают  эффективное  восприятие  материала.

         Игровой  принцип.  Опора  на  игровую  мотивацию  и  преобладание  игровой  деятельности  являются  отличительными  особенностями  программы.  Игровой  принцип  обучения  соответствует  возрастным  психологическим  особенностям  ребёнка,  для  которого  игра  -  типичная  форма  жизнедеятельности. 

         Принцип  обеспечения  эмоционального  благополучия  ребёнка.  На  занятиях  дети  должны  себя  чувствовать  достаточно  раскованно:  свободно  говорить, смеяться,  двигаться.  Подобранное  к  занятиям  музыкальное сопровождение  оживляет  атмосферу  занятий,  создаёт  эмоциональный  тонус.  Особое  внимание  уделяется  правильной  организации  работы  по  ознакомлению  с  отрицательными  проявлениями:  занятия  по  развитию  представлений  об  отрицательных  эмоциях  проводятся  в  игровой  форме.  В  игре  отрицательный  эмоциональный  опыт  «списывается»  за  счёт  героя,  с  которым  ребёнок  идентифицирует  себя  лишь  частично, «спрятавшись  за  ролью,  ребёнок становится  более  смелым  в  эмоциональном  самовыражении,  и  возможностей  для  расширения  эмоционального  опыта    у  него  гораздо  больше.  Обязательным  условием  является  переключение  внимания  детей  на  положительные  эмоции.  С  этой  целью  внимание  детей  акцентируется  на  том,  что  всё  страшное  и  плохое  далеко  в  прошлом;  используются  этюды  на  вызывание  и  выражение   радости,  упражнения  на  релаксацию.

Основой  для  положительного  самочувствия  тревожных  детей  на  занятиях  является  удовлетворение  их  социальных  потребностей:  потребности  в  эмоционально-положительных  контактах,  в  доброжелательном  отношении,  удовлетворение  которых  создаёт  ребёнку  чувство  защищённости,  ощущение  ценности  своей  личности;  потребности  в  признании  ребёнка  со  стороны  окружающих,  что  формирует  положительную  самооценку  и  побуждает  ребёнка  к  активному,  положительно  направленному  выражению  своих  чувств  к  миру;  потребности  в  активном,  содержательном  и  разнообразном  общении  ребёнка  со  взрослым  и  сверстниками,  что  развивает  способность  к  самовыражению  во  взаимодействии  людьми,  к  регулированию  своих  чувств  в  процессе  коммуникации,  что  особенно  важно для  детей  с  высоким  уровнем  тревожности.     

Адресат:  дети  4-7 лет показавшие  высокий  уровень  тревожности.

Этапы  осуществления  программы:

- Проведение  диагностики  уровня  тревожности  в   возрастных группах  (4-7 лет) учреждения.  На  первом  этапе  диагностика  необходима  как  способ  выявления  детей  с высоким  уровнем  тревожности. 

- Результаты  диагностики  доводятся  до  сведения  педагогов,  работающих  с  детьми  этого  возраста,  с  целью  разработки  плана  совместных  действий  по  осуществлению  коррекционных  занятий.  Воспитателям,  педагогам,  родителям  выдаются  рекомендации. 

- Индивидуальное  консультирование  родителей  по  результатам  диагностики;  рекомендации  по  проблеме.

- Формирование  групп  для  проведения  занятий  по  программе.

- Проведение занятий.

- Повторная  психологическая  диагностика  детей  с  целью  отслеживания  динамики  их  развития  и  результативности  занятий.

- Консультирование  педагогов  и  родителей  по  результатам  диагностики.

Предполагаемый  результат:  снижение  уровня  тревожности  у  детей.

Структура  программы: программа состоит из 15 занятий.

Занятия  проводятся  два  раза  в  неделю  в  форме  мини-тренингов  продолжительностью  20-30  минут.

Количество человек в группе 3-4 человека.

Структура  занятий:

Каждое  занятие  имеет  самостоятельную  основу  и  при  необходимости  может  повторяться,  что  в  целом  способствует  более  успешному  усвоению  материала.

Предлагаемые  в  программе  занятия  состоят  из  трёх  частей:

Вводная  часть:

Включает  в  себя  ритуал приветствия  и  разминку (игры на расслабление и дыхание),  что  позволяет сплотить детей, создать  атмосферу  группового  доверия  и  принятия.  Настраивает  на  продуктивную  групповую  деятельность. 

Ритуал приветствия на всех занятиях один и тот же, а разминка включает в себя такие игры: «Воздушный шарик», «Насос и мяч», «Театр масок», «Сосулька» и т.п.

Основная  часть.

 Состоит  из  2 упражнений. Позволяет повысить самооценку, значимость  у ребенка, развивать способность самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях.

Здесь используются сказки, конец которых дети должны придумать сами: «Рыбаки»,  «Два брата», «Злая фея».  А также  используются игры на развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки и значимости ребенка: «Я очень хороший», «Ладошки», «Красивое имя», «Сиамские близнецы».

Заключительная  часть:

Включает  в  себя  рефлексию  (рисунки, беседы - понравилось – не  понравилось  и  почему;  почему  это  важно,  зачем  мы  это  делали)  и  ритуал  прощания.

Методы:  Поскольку  игра  является  ведущей  деятельностью  ребёнка,  при  реализации  поставленных  задач  программы,  предпочтение  отдаётся  игровым  методам.  Так  же  на  занятие  используются  методы: 

- арт-терапии,  позволяющий  раскрыть  творческий  потенциал  ребёнка,  помочь  открыть  его  скрытые  резервы,  найти  оптимальные  способы  решения  проблемы; 

- сказкотерапия, используя  сказочную  форму,  совершенствовать  взаимодействие  с  окружающим  миром; 

- куклотерапия;

- психогимнастика, позволяющей  детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения;

- релаксация,  для снятия  эмоционального и телесного  напряжения.

         Как показали мои наблюдения, эмоцио­нальное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в об­ласти лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоци­ональное – можно научить их выполнять ре­лаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр в работе с тре­вожными детьми необходимо также исполь­зовать и игры, в основе которых лежит теле­сный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (паль­цами, ладошками и др.)

В работе с маленькими детьми – младше­го и среднего дошкольного возраста – наи­более эффективно я использую игры с кук­лами. Выбор кукол осуществляется, исходя из индивидуального пристрастия каждого ребен­ка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позво­лит ребенку посмотреть на ситуацию с раз­ных точек зрения, и, пережив вновь «непри­ятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний.  Причем, если ребенок испытывает беспокойство при обще­нии с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Для того  чтобы  у детей снизился уровень тревожности необходима не только моя коррекционная  работа с детьми, но также   работа с родителями и педагогами в рамках повышения самооценки детей,  так как довольно часто тревожные дети имеют за­ниженную самооценку, что выражается в бо­лезненном восприятии критики от окружаю­щих, обвинении себя во многих неудачах, в  боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвер­гаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в соб­ственных глазах, тревожные дети иногда лю­бят покритиковать других. Для того чтобы по­мочь детям данной категории повысить само­оценку, необходимо оказы­вать им поддержку, проявлять искреннюю за­боту о них и как можно чаще давать позитив­ную оценку их действиям и поступкам. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой под­держки от взрослых, то в подростковом воз­расте его проблемы увеличиваются, может развива­ться резкое ощущение личностного диском­форта. Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для вы­полнения только простые задачи, так как имен­но в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

В дет­ском саду мною  с этой целью предложены специально оформленные стенды для  отметок  достижения ребенка («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять та­ких детей, поручая им выполнение престиж­ных в данной группе  поручений.

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, ко­торый используют в работе некоторые педа­гоги: сравнение результатов выполнения зада­ния одних детей с другими. В случае взаимо­действия с другими категориями детей (напри­мер, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при обще­нии с тревожным ребенком он просто недопу­стим. Если же педагог все-таки хочет провес­ти сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, кото­рых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При работе с детьми, страдающими зани­женной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за оп­ределенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в на­чале и не в конце урока, а в середине. Не сле­дует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для от­вета, стараясь не повторять свой вопрос дваж­ды или даже трижды. В противном случае ре­бенок ответит нескоро, так как каждое повто­рение вопроса он будет воспринимать как но­вый стимул.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Для того чтобы тревожный ребенок не счи­тал себя хуже других детей,  в груп­пе детского сада проводятся  беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуаци­ях. Подобные беседы помогают ребенку осо­знать, что и у сверстников существуют про­блемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тре­вожным ребенком. Практическая активная деятельность в нашем детском саду  показывает, что быстрых ре­зультатов от такой работы ожидать нельзя, по­этому взрослые должны запастись терпением.

Взаимодействие с родителями.

Как показывает  моя практика, формирование детской тревожности является следствием не­правильного воспитания ребенка. Так, напри­мер, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совер­шенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добив­шись высокого положения в обществе или ма­териального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки слу­чаи, когда родители сами являются высокотре­вожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким об­разом, формируется личность человека, кото­рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребенка от любых реальных и мнимых уг­роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способст­вует нормальному развитию ребенка, реализа­ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.

В моей практической работе  я уделяю особое внимания при  проведении разъясни­тельных бесед с родителями воспитанников, рекомендаций  для чтения спе­циальной  литературы, и привлекаю их к  глубокому взаи­модействию с педагогом определённого ребенка.

Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ре­бенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или до­черью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обду­мывать то, что они говорят ребенку. Импуль­сивным взрослым можно порекомендовать 6 ре­цептов избавления от гнева.

Шесть рецептов избавления от гнева

Содержание
Пути выполнения
№ 1
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
Слушайте своего ребенка
Проводите вместе с ним как можно больше времени
Делитесь с ним своим опытом
Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах
Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
№ 2
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
Отложите дела или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
№ 3
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
«Я очень расстроен(а), хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или:
«Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
№ 4
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
Примите теплую ванну, душ.
Выпейте чаю.
Позвоните друзьям.
Сделайте «успокаивающую» маску для лица (если вы женщина).
Просто расслабьтесь, лежа на диване.
Послушайте любимую музыку.
№ 5
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-нибудь приятном) и ситуацией.
№ 6
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям
Изучайте силы и возможности вашего ребенка
Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.


Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мы­шечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовос­питанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов из­менения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997) и оформленных в таб­лицу.


Восемь рецептов повышения самооценки для родителей


Содержание
Пути выполнения
№ 1
Постарайтесь более позитивно относиться к жизни
Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений
Если негативные мысли будут иметь месть, постарайтесь тут же переключиться на приятное
№ 2
Относитесь к людям так, как они того заслуживают
Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества
№ 3
Относитесь к себе с уважением
Составьте список своих достоинств
Убедите себя в том, что вы имеете таковые
№ 4
Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе
Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе
Если «да» – то не откладывайте
№ 5
Начинайте принимать решение самостоятельно
Помните, что не существует правильных или неправильных решений
Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать
№ 6
Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние
Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи…
Имейте и любите свои «слабости»
№ 7
Начинайте рисковать
Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска может быть невелика
№ 8
Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр.
Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций
Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите


Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.

Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов почаще выходить на природу.

Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.

Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения и игры. Выполнение упражнений совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

3.Эффективность опыта.

Цикл  занятий  проводился   в  2013-2014  учебном  году  в    группах  (4-7 лет) учреждения.

Мониторинг эффективности реализации программы показал – у воспитанников, прошедших курс практических занятий наблюдаются следующие позитивные изменения:

- снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности и нервно-психического напряжения;

- у детей снизилось количество страхов;

- у 18  дошкольников снизился уровень тревожности ( средним уровень).

     После проведенной   работы с детьми  по данной программе, проводилось  повторное психологическое обследование, а так же анкетирование  воспитателей и родителей. У всех детей  группы произошли  позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы и сферы общения.

В рисунках детей преобладают позитивные цвета и тематика; нет или присутствует незначительное количество признаков тревожности или страхов.

По анализу анкетирования воспитателей и родителей, дети стали более уверенными в себе, они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями,  потребностями.  Значительно улучшились их коммуникативные навыки. Уменьшилось количество обращений к психологу за оценкой действий.

Полученные результаты апробации программы психологической помощи дошкольникам с высоким уровнем тревожности, как показало исследование,  дает положительный результат.

Заключение:

Специфика дошкольного учреждения такова, что работу по профилактике «снижения уровня тревожности у детей» необходимо вести постоянно, чтобы охватить всех воспитанников дошкольного учреждения нуждающихся в дополнительной помощи  специалистов узкой направленности,  и подготовить эмоционально устойчивых в социуме  будущих школьников. Поэтому полученный опыт можно только расширять, разнообразить методы и приемы, накапливать и обогащать, а также делиться успехами опыта.






Приложение №1


Конспект занятия с тревожными детьми.

Добрый день ребята, давайте поприветствуем друг друга

 1.Приветствие «Дружба начинается с улыбки» (играет спокойная музыка).

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.


2.Упражнение «Драка».

Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь, а может не стоит драться. Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади. Встряхните кистями рук.


3. Закончи сказку «Два брата»

Детям предлагается следующий сюжет: «Жили- были два брата – Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь). Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить).Тогда  Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал (психолог показывает, как  Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить). Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить). Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего – собрался он, сел на коня и отправился в путь (психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить). Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить). Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

– Что сделал Минь?

4. Рисование любимого героя.

Нарисуйте того героя, который вам понравился.

Обсуждение.

Наше занятие подходит к концу, давайте мы с вами попрощаемся.


5.Прощание «Ладошки».

Давайте покажем левую ладошку и правую, теперь похлопаем  друг другу и скажем «До свидания».



Комментариев нет:

Отправить комментарий