2.Технология
опыта.
В последнее
время в «Детский сад общеразвивающего вида № 166» Карасунского
округа города Краснодара
увеличился процент воспитанников дошкольного
возраста с высоким
уровнем тревожности. Поэтому
проблема взаимодействия, создание
положительного внутреннего микроклимата
в группе сверстников,
изменение личностных установок,
формирование
саморегулятивных и коммуникативных навыков
на сегодняшний день
остаются актуальными задачами
моей работы. Высокий уровень
тревожности у детей дошкольного
возраста в большинстве
случаев проявляется в
ситуациях «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый» (тест
тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена).
В повседневной жизни
это выражается в
трудности вхождения ребёнка
в контакт, как с ровесниками,
так и с
чужими взрослыми (педагоги,
воспитатели группы и
т.д.); в боязни
новых помещений и
новых социальных ситуаций.
Для выявления тревожности у детей
мною проводилась диагностика по тесту Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. А также было проведено анкетирование
воспитателей и родителей.
В целях
снятия тревожности как
качества личности, снижения
эмоционального и телесного напряжения, мной была
разработана программа « Я и мой мир».
Основная цель
программы: снижение уровня тревожности дошкольника путем
снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи:
-
Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.
-
Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
-
Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования
внутренней позиции.
В основе
комплекса занятий лежит
ряд принципов:
Принцип обеспечения
всестороннего гармоничного развития
личности ребёнка. Особенность
дошкольного возраста заключается
не только в овладении ребёнком
знаниями, умениями и
навыками, но и
в становлении базовых
свойств его личности:
самооценки и образа
«Я»,
эмоционально-потребностной
сферы, нравственных ценностей
и установок (Т.И.
Бабаева, О.Л. Князева,
Р.В. Овчарова и
др.). С этих позиций
на занятиях решаются
задачи раскрытия ребёнку
мира его собственных
переживаний и переживаний
окружающих, воспитания чувств,
развития воображения, самостоятельности детей,
расширения их социальной
компетентности, формирование эмоциональной
отзывчивости, способности к
сопереживанию.
В
целом указанный принцип
ориентирует психолога на
развитие у ребёнка
способности понимать себя
и регулировать собственное
состояние.
Принцип доступности
и учёта возрастных
особенностей детей. Указанный
принцип предполагает соблюдение
определённой меры трудности
в содержании нового
материала и обеспечивается благодаря
опоре на имеющиеся
у детей знания.
Многие темы предусматривают привлечение
материала знакомых сказок,
стихотворений. Вспоминая основные
события сказок и
переживания персонажей, дети
с помощью педагога
могут сопоставить их с собственным
опытом. Кроме того,
дети учатся соотносить
собственные состояния с
состоянием природы, а
также с соответствующими жизненными
событиями. Предлагаемые занятия
строятся в доступной и
интересной для детей
форме, с учётом
особенностей их интеллектуального и
речевого развития.
Принцип системности
и последовательности. Программный
материал распределяется на
занятиях таким образом,
что обеспечивается последовательное усложнение
его от занятия
к занятию, осуществляется связь
последующего материала, с
предыдущем. Занятия рекомендуется
проводить не реже 2
раза в неделю. В течение
15 занятий дети
учатся гармоничному пребыванию в социуме.
Принцип наглядности. Данный
принцип имеет большое
значение в обучении
детей дошкольного возраста,
так как мышление
детей носит наглядно
образный характер. Все
используемые в программе
пособия (пиктограммы, карточки,
наборы иллюстраций) обеспечивают
эффективное восприятие материала.
Игровой принцип.
Опора на игровую
мотивацию и преобладание
игровой деятельности являются
отличительными особенностями программы.
Игровой принцип обучения
соответствует возрастным психологическим особенностям
ребёнка, для которого
игра - типичная
форма жизнедеятельности.
Принцип обеспечения
эмоционального благополучия ребёнка. На занятиях
дети должны себя
чувствовать достаточно раскованно:
свободно говорить, смеяться, двигаться.
Подобранное к занятиям
музыкальное сопровождение оживляет атмосферу
занятий, создаёт эмоциональный
тонус. Особое внимание
уделяется правильной организации
работы по ознакомлению
с отрицательными проявлениями:
занятия по развитию
представлений об отрицательных
эмоциях проводятся в
игровой форме. В
игре отрицательный эмоциональный
опыт «списывается» за
счёт героя, с
которым ребёнок идентифицирует себя
лишь частично, «спрятавшись за
ролью, ребёнок становится более
смелым в эмоциональном
самовыражении, и возможностей
для расширения эмоционального опыта
у него гораздо
больше. Обязательным условием
является переключение внимания
детей на положительные
эмоции. С этой
целью внимание детей
акцентируется на том,
что всё страшное
и плохое далеко
в прошлом; используются
этюды на вызывание
и выражение радости,
упражнения на релаксацию.
Основой
для положительного самочувствия
тревожных детей на
занятиях является удовлетворение их
социальных потребностей: потребности
в эмоционально-положительных контактах,
в доброжелательном отношении,
удовлетворение которых создаёт
ребёнку чувство защищённости,
ощущение ценности своей
личности; потребности в
признании ребёнка со
стороны окружающих, что
формирует положительную самооценку
и побуждает ребёнка
к активному, положительно
направленному выражению своих
чувств к миру;
потребности в активном,
содержательном и разнообразном
общении ребёнка со
взрослым и сверстниками,
что развивает способность
к самовыражению во
взаимодействии людьми, к
регулированию своих чувств
в процессе коммуникации,
что особенно важно для
детей с высоким
уровнем тревожности.
Адресат: дети
4-7 лет показавшие высокий уровень
тревожности.
Этапы осуществления
программы:
-
Проведение диагностики уровня
тревожности в возрастных группах (4-7 лет) учреждения. На
первом этапе диагностика
необходима как способ
выявления детей с высоким
уровнем тревожности.
-
Результаты диагностики доводятся
до сведения педагогов,
работающих с детьми
этого возраста, с
целью разработки плана
совместных действий по
осуществлению коррекционных занятий.
Воспитателям, педагогам, родителям
выдаются рекомендации.
-
Индивидуальное консультирование родителей
по результатам диагностики;
рекомендации по проблеме.
-
Формирование групп для
проведения занятий по
программе.
-
Проведение занятий.
-
Повторная психологическая диагностика
детей с целью
отслеживания динамики их развития и
результативности занятий.
-
Консультирование педагогов и
родителей по результатам
диагностики.
Предполагаемый результат:
снижение уровня тревожности
у детей.
Структура программы: программа состоит из 15 занятий.
Занятия проводятся
два раза в
неделю в форме
мини-тренингов
продолжительностью 20-30 минут.
Количество
человек в группе 3-4 человека.
Структура занятий:
Каждое занятие
имеет самостоятельную основу
и при необходимости
может повторяться, что
в целом способствует
более успешному усвоению
материала.
Предлагаемые в
программе занятия состоят
из трёх частей:
Вводная часть:
Включает в себя
ритуал приветствия и
разминку (игры на расслабление и дыхание), что
позволяет сплотить детей, создать
атмосферу группового доверия
и принятия. Настраивает
на продуктивную групповую
деятельность.
Ритуал
приветствия на всех занятиях один и тот же, а разминка включает в себя такие
игры: «Воздушный шарик», «Насос и мяч», «Театр масок», «Сосулька» и т.п.
Основная часть.
Состоит
из 2 упражнений. Позволяет
повысить самооценку, значимость у
ребенка, развивать способность самостоятельно решать проблемные ситуации через
придумывание окончания в игровых историях.
Здесь
используются сказки, конец которых дети должны придумать сами: «Рыбаки», «Два брата», «Злая фея». А также
используются игры на развитие коммуникативных навыков, повышение
самооценки и значимости ребенка: «Я очень хороший», «Ладошки», «Красивое имя»,
«Сиамские близнецы».
Заключительная часть:
Включает в
себя рефлексию (рисунки, беседы - понравилось – не понравилось
и почему; почему
это важно, зачем
мы это делали)
и ритуал прощания.
Методы: Поскольку игра
является ведущей деятельностью
ребёнка, при реализации
поставленных задач программы,
предпочтение отдаётся игровым
методам. Так же
на занятие используются
методы:
-
арт-терапии, позволяющий раскрыть
творческий потенциал ребёнка,
помочь открыть его
скрытые резервы, найти
оптимальные способы решения
проблемы;
-
сказкотерапия, используя сказочную форму,
совершенствовать
взаимодействие с окружающим
миром;
-
куклотерапия;
-
психогимнастика, позволяющей детям
преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое
напряжение, дает возможность самовыражения;
-
релаксация, для снятия эмоционального и телесного напряжения.
Как
показали мои наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего
проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно
зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное
– можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных
игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в
основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и
игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами,
ладошками и др.)
В
работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста – наиболее
эффективно я использую игры с куклами. Выбор кукол осуществляется, исходя из
индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и
«трусливую» куклы. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую»
куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем надо поменяться ролями.
Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, и, пережив
вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных
переживаний. Причем, если ребенок
испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в
котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет
отвечать за взрослого.
Для того
чтобы у детей снизился уровень
тревожности необходима не только моя коррекционная работа с детьми, но также работа с родителями и педагогами в рамках
повышения самооценки детей, так как довольно
часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном
восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны
взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах,
тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям
данной категории повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку,
проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их
действиям и поступкам. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не
испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его
проблемы увеличиваются, может развиваться резкое ощущение личностного дискомфорта.
Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения
только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что
успешно справится с проблемой.
Для
того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие
методы работы.
Прежде
всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии
других детей и взрослых.
В
детском саду мною с этой целью
предложены специально оформленные стенды для
отметок достижения ребенка
(«Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.),
награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких
детей, поручая им выполнение престижных в данной группе поручений.
Отрицательное
влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, который используют
в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних
детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например,
с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении
с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет
провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же
результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При работе с
детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий,
которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей
желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует
торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен
дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой
вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро,
так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
Если
взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить
визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство
доверия в душу ребенка.
Для того чтобы тревожный ребенок не считал
себя хуже других детей, в группе детского
сада проводятся беседы с детским
коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях,
испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку
осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными.
Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара
ребенка.
Работа
по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным
ребенком. Практическая активная деятельность в нашем детском саду показывает, что быстрых результатов от такой
работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.
Взаимодействие с
родителями.
Как показывает моя практика, формирование детской тревожности
является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители
тревожных детей зачастую предъявляют к ним
завышенные требования, совершенно
невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным
положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в
своем ребенке. Завышенные требования
родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального
благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника»,
заставляют того работать сверх меры. Также
нередки случаи, когда родители сами
являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок
таких родителей лишен возможности учиться
на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии
выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать
себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом,
формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не
приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь
своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и
безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности
перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его
творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.
Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на
характер ребенка.
В моей практической работе
я уделяю особое внимания при
проведении разъяснительных бесед с
родителями воспитанников, рекомендаций для чтения специальной литературы, и привлекаю их к глубокому взаимодействию с педагогом определённого ребенка.
Так, иногда «неподготовленные»
родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают
либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и
другое может только способствовать усилению
страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким
родителям можно посоветовать хотя бы в течение
одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать
ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с
сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать
то, что они говорят ребенку. Импульсивным
взрослым можно порекомендовать 6 рецептов
избавления от гнева.
Шесть рецептов избавления от гнева
Содержание
|
Пути выполнения
|
|
№ 1
|
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком,
чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
|
Слушайте своего ребенка
Проводите вместе с ним как можно больше
времени
Делитесь с ним своим опытом
Рассказывайте ему о своем детстве, детских
поступках, победах и неудачах
Если в семье несколько детей, постарайтесь
общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное»
внимание каждому из них в отдельности.
|
№ 2
|
Следите за собой, особенно в те минуты, когда
вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
|
Отложите дела или отмените вовсе совместные
дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты
раздражения.
|
№ 3
|
Если вы расстроены, то дети должны знать о
вашем состоянии
|
Говорите детям прямо о своих чувствах,
желаниях и потребностях:
«Я очень расстроен(а), хочу побыть одна.
Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или:
«Дела на работе вывели меня из себя. Через
несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
|
№ 4
|
В те минуты, когда вы расстроены или
разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
|
Примите теплую ванну, душ.
Выпейте чаю.
Позвоните друзьям.
Сделайте «успокаивающую» маску для лица (если
вы женщина).
Просто расслабьтесь, лежа на диване.
Послушайте любимую музыку.
|
№ 5
|
Старайтесь предвидеть и предотвратить
возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
|
Не давайте ребенку играть с теми вещами и
предметами, которыми вы очень дорожите.
Не позволяйте выводить себя из равновесия.
Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не
допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-нибудь приятном) и
ситуацией.
|
№ 6
|
К некоторым особо важным событиям следует
готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и
подготовить ребенка к предстоящим событиям
|
Изучайте силы и возможности вашего ребенка
Если вам предстоит сделать первый визит (к
врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
Если ребенок капризничает в тот момент, когда
он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
|
Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют
низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и
своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться
самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике
восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997) и
оформленных в таблицу.
Восемь рецептов повышения самооценки для родителей
Содержание
|
Пути выполнения
|
|
№ 1
|
Постарайтесь более позитивно относиться к
жизни
|
Используйте внутренний диалог с собой,
состоящий только из позитивных утверждений
Если негативные мысли будут иметь месть,
постарайтесь тут же переключиться на приятное
|
№ 2
|
Относитесь к людям так, как они того
заслуживают
|
Выискивайте в каждом человеке не недостатки,
а их позитивные качества
|
№ 3
|
Относитесь к себе с уважением
|
Составьте список своих достоинств
Убедите себя в том, что вы имеете таковые
|
№ 4
|
Попытайтесь избавиться от того, что вам самим
не нравится в себе
|
Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить
на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе
Если «да» – то не откладывайте
|
№ 5
|
Начинайте принимать решение самостоятельно
|
Помните, что не существует правильных или
неправильных решений
Любое принятое вами решение вы всегда можете
оправдать и обосновать
|
№ 6
|
Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает
на вас положительное влияние
|
Приобретайте любимые книги, магнитофонные
записи…
Имейте и любите свои «слабости»
|
№ 7
|
Начинайте рисковать
|
Принимайте на себя ответственность, пусть
доля риска может быть невелика
|
№ 8
|
Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в
обстоятельства и пр.
|
Помните, что вера в нечто более значительное,
чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций
Если вы не можете повлиять на ход событий,
«отойдите в сторону» и просто подождите
|
Благоприятный
психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности
ребенка и снижению уровня тревожности.
Родителям
следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные
праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов
почаще выходить на природу.
Поскольку
у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то
хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.
Совместный
уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме
сотрудничества между родителями и ребенком.
Родителям
тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения и игры. Выполнение упражнений
совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма,
но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.
3.Эффективность
опыта.
Цикл
занятий проводился в
2013-2014 учебном году
в группах (4-7 лет) учреждения.
Мониторинг эффективности реализации
программы показал – у воспитанников, прошедших курс практических занятий
наблюдаются следующие позитивные изменения:
-
снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности и
нервно-психического напряжения;
-
у детей снизилось количество страхов;
-
у 18 дошкольников снизился уровень
тревожности ( средним уровень).
После проведенной работы с детьми по данной программе, проводилось повторное психологическое обследование, а так
же анкетирование воспитателей и родителей.
У всех детей группы произошли позитивные изменения в развитии эмоциональной
сферы и сферы общения.
В рисунках детей преобладают позитивные
цвета и тематика; нет или присутствует незначительное количество признаков
тревожности или страхов.
По
анализу анкетирования воспитателей и родителей, дети стали более уверенными в
себе, они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими
личными проблемами, переживаниями, потребностями. Значительно улучшились их коммуникативные
навыки. Уменьшилось количество обращений к психологу за оценкой действий.
Полученные
результаты апробации программы психологической помощи дошкольникам с высоким
уровнем тревожности, как показало исследование,
дает положительный результат.
Заключение:
Специфика
дошкольного учреждения такова, что работу по профилактике «снижения уровня
тревожности у детей» необходимо вести постоянно, чтобы охватить всех
воспитанников дошкольного учреждения нуждающихся в дополнительной помощи специалистов узкой направленности, и подготовить эмоционально устойчивых в
социуме будущих школьников. Поэтому
полученный опыт можно только расширять, разнообразить методы и приемы,
накапливать и обогащать, а также делиться успехами опыта.
Приложение
№1
Конспект занятия с
тревожными детьми.
Добрый день ребята, давайте поприветствуем
друг друга
1.Приветствие «Дружба начинается с улыбки» (играет
спокойная музыка).
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят
соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Упражнение «Драка».
Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот
начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко стисните зубы. Сожмите как
можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд
затаите дыхание. Задумайтесь, а может не стоит драться. Выдохните и
расслабьтесь. Ура! Неприятности позади. Встряхните кистями рук.
3. Закончи сказку «Два брата»
Детям предлагается следующий сюжет: «Жили-
были два брата – Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал
(психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего
боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого,
плаксивого брата; просит ребенка повторить). Братья очень дружили и всегда были
вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь). Но
вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог
показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить).Тогда Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он,
попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал (психолог
показывает, как Бом простился со всеми и
поскакал на коне; просит ребенка повторить). Минь хотел поехать с братом, но
очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся;
просит ребенка повторить). Прошло много времени, и от Бома не было никаких
известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь
долго плакал, но делать нечего – собрался он, сел на коня и отправился в путь
(психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит
ребенка повторить). Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил
Бома в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить). Испугался
Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит
ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»
Детям предлагается проблемная ситуация.
Вопросы:
– Что произошло дальше?
– Что сделал Минь?
4. Рисование любимого героя.
Нарисуйте того героя, который вам понравился.
Обсуждение.
Наше занятие подходит к концу, давайте мы с
вами попрощаемся.
5.Прощание «Ладошки».
Давайте покажем левую ладошку и правую, теперь
похлопаем друг другу и скажем «До
свидания».
Комментариев нет:
Отправить комментарий