Наивно
ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему
говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет
самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные
решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо
учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно
одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не
только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать
решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Что
нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и
отвечать за последствия своих действий?
- Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те
возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право
самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним
последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь
разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но
только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай
сам".
- У ребёнка обязательно должна быть область
жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих
действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или
заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему
надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой
одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется
лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо
обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему
стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и
лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а
будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
-
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы
хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он
отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше,
если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить
стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение,
поскольку будет ощущать его как своё.
-
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни,
но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к
играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы,
нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных
действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому
чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных
действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной
жизни.
-
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание
режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела
дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста
начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме
или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию"
ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то
или иное действие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий